реестровый номер РТО 001106
Cанкт-Петербург,
Невский пр. 110, офис 4
+7 (812) 509-60-89
/многоканальный/
Задать вопрос
Пн-Пт 10-19, Сб 11-17

Терминология морских перевозок и транспортно-экспедиторского обслуживания

CMR – товарно-транспортная накладная является документом, на основе которого осуществляется перевозка грузов/контейнеров автомобильным транспортом. Накладная CMR представляет собой документ международного характера.

ETA – Estimated Time of Arrival – предполагаемое время прибытия в пункт назначения.

ETD – Estimated Time of Departure – предполагаемое время отправления.

TEU – Standard 20' Container – стандартный контейнер, высотой 20 футов.

Агентское вознаграждение (agency fee) – плата агенту за услуги по обслуживанию судна в порту. Агент представляет интересы судовладельца и оказывает помощь капитану в порту.

Аккредитив (letter of credit) – банк обязуется по просьбе или указанию импортера произвести платеж экспортеру (если производится наличный расчет) или (при расчете в кредит) акцептирует переводной вексель (тратту), выставляемую экспортером в пределах определенного срока и суммы против предусмотренных документов (например, страхового полиса, коносамента, счета-фактуры).

Акт извещение – документ, который составляется при выгрузке контейнера и удостоверяет сохранность/несохраннность пломбы или повреждения контейнера.

"Все виды риска" (all risks) – страховое условие, под которое попадают грузы, чья перевозка может быть связана с порчей, повреждением, утратой, хищением и др. Данный вид страхования грузов является наиболее дорогостоящим и надежным и распространяется на весь период транспортировки: от загрузки товара на складе отправителя груза до прибытия его в пункт назначения (на склад покупателя).

ВТТ (документ транзита или внутри таможенный документ) – документ, контролирующий доставку груза, который используется при грузоперевозках между российскими таможнями.

ГТД (грузовая таможенная декларация) – таможенный документ, заполняемый на каждую партию грузов, которые перемещаются через таможенную границу РФ участниками ВЭД. Грузовая таможенная декларация представляет собой заявление, предоставляемое распорядителем товара таможенным органам при импорте или экспорте.

Декларант – таможенный брокер или лицо, представляющее, декларирующее и предъявляющее транспортные средства и товары таможенным органам от собственного имени. Декларантом может являться лишь юридическое лицо. Исключение составляют случаи, когда грузы или товары транспортируются за границу в некоммерческих целях, или случаи, определяемые Государственным таможенным комитетом РФ.

Демерредж (demurrage) – денежная сумма, которая выплачивается владельцу контейнера за его использование после окончания нормативного времени. Демерредж рассчитывается, начиная с даты прихода судна в порт и заканчивая датой отгрузки из порта, либо заканчивая датой возврата пустого контейнера на терминал.

Детеншен (detention) - денежная сумма, уплачиваемая владельцу контейнера за использовании контейнера после истечения бесплатного времени для доставки груза из порта на в пункт назначения (на склад получателя). Детеншен рассчитывается с даты отгрузки контейнера из порта по дату возвращения пустого (порожнего) контейнера на терминал.

Код ТНВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ) – код товара, который используется в ТНВЭД, - систематизированном перечне товаров в целях государственного регулирования ВЭД. Данный код необходим при  расчете таможенных платежей.

Коносамент (bill of lading, B/L) – таможенный документ, который выдается компанией-перевозчиком отправителю груза и удостоверяет факт принятия груза к перевозке, а также подтверждает обязательства передачи груза в порту назначения получателю. Чаще всего, коносамент используется в морских грузоперевозках.

Коносамент выполняет функции товарораспорядительного документа, а также подтверждает наличие и содержание договора перевозки. Действительным является только оригинальный коносамент: копии не имеют юридической силы.

Негабаритный груз – крупные грузы, которые превышают габариты, допустимые при стандартных грузовых перевозках. Например, груз, не вмещающийся в  Standard 20' Container.

Контейнер OPEN TOP - контейнер с открытым верхом, который используется для  погрузки грузов через верх. Подобные контейнеры подходят для негабаритных грузов.  

Контейнер FLAT RACK – контейнер или платформа с торцевыми стенками, предназначенные для перевозки негабаритных грузов: частей машинооборудования, тяжелых длинномеров, транспорта или транспортной техники, авиамоторов, траков, и других тяжелых грузов.

От двери до двери (from door to door) – вид грузовых перевозок, при которых груз транспортируется прямо со склада отправителя  на склад получателя. Чаще всего при грузоперевозках по принципу «от двери до двери» используются услуги одной компании-перевозчика, которая осуществляет транспортировку наиболее удобным видом транспорта.

Перевозки «from door to door» нередко бывают международными, а значит, в процессе грузовых перевозок будут использоваться различные виды транспорта. Кроме того, многие отправители грузов при таком виде транспортировки предпочитают контейнерные перевозки грузов, что гарантирует наибольшую сохранность товара.

От причала до двери – схема транспортировки грузов, когда доставка груза осуществляется от причала страны экспортера до пункта назначения (предприятия, склада и т.д.).

Перевозка грузов в таможенном режиме – контролируемая таможенными перевозчиками транспортировка грузов. Таможенный перевозчик берет на себя ответственность за перевозку груза до фактического получения товаров грузополучателем в пункте назначения.

СВХ (склад временного хранения) – специально оборудованное помещение для временного хранения товаров или транспортных средств. СВХ учреждается таможенными органами РФ или российскими лицами – обладателями лицензии таможенного органа РФ.
Склад временного хранения представляет собой зону, находящуюся под таможенным контролем. Данная зона предназначена для хранения товаров, которые не прошли таможенную очистку. Максимальный срок пребывания товаров на СВХ – 2 месяца. Получатель товара обязан в течение 15 дней с момента размещения товара на складе временного хранения задекларировать товар.

Таможенная очистка – прохождение формальностей, которые возникают при перемещении грузов/товаров или транспортных средств через таможенную границу. В комплекс таможенной очистки входят таможенное оформление и уплата таможенных платежей и пошлин.

Таможенные платежи – выплаты (пошлины, сборы и т.д.), которые взимаются таможенными органами РФ в установленном порядке. При транспортировке грузов через таможню РФ необходимо уплатить

  • таможенную пошлину,
  • акцизы,
  • налог на добавленную стоимость,
  • сборы за выдачу лицензий,
  • сборы за восстановление действия лицензий,
  • сборы за таможенное оформление,
  • сборы за временное хранение товаров,
  • сборы за сопровождение товаров и др.

Таможенный брокер – коммерческая организация, обязательно представляющая собой юридическое лицо и имеющая лицензию Государственного таможенного комитета РФ, позволяющую осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера.

Таможенный брокер осуществляет операции от собственного имени: таможенное оформление товаров или транспортных средств и выполнение посреднических функций по поручению и за счет представляемого лица.

Таможенный перевозчик – организация, обладающая лицензией ГТК РФ, занимающаяся перевозками грузов и товаров, находящихся под контролем таможенных органов.

ТТН (товаро-транспортная накладная) – внутрироссийский документ, на основе которого происходят грузоперевозки автомобильным транспортом на территории РФ.

ТДУ (на сленге - дэушка) – документ учета груза, который прошел фактическую выгрузку с судна.

Фидерная линия (feeder line) – морская или речная линия, которая используется для транспортировки грузов между портами, располагающимися на небольших расстояниях друг от друга. Основное назначение фидерных линий – накопление грузов или вывоз их из основного порта.

Фрахт – выплата перевозчику за услуги по транспортировке грузов.